Борьба "Партии Дела" в регионах продолжается — партийный список во главе с бывшим председателем правительства республики Алтай (1990 — 1997 гг.) и членом Совета Федерации Федерального собрания (1993 — 1995 гг.) Владимиром Петровым сняли с выборов в Горно-Алтайский городской Совет депутатов.
Как напомнил в комментарии Накануне.RU политолог Александр Кынев, у "Партии Дела" в эту избирательную кампанию уже есть подобный кейс — Сахалинская облдума.
"В обоих случаях списки довольно сильные. В Сахалинской области среди лидеров "Партии Дела" — бывший вице-спикер областной думы, бывший ректор университета, целый ряд авторитетных лидеров в городах и районах. Что касается Горного Алтая, то Владимир Петров в 2014 г. занял второе место на выборах главы региона.
При этом, на мой взгляд, партия с точки зрения федеральной повестки не представляет собой радикальную оппозицию, по каким-то вопросам она даже близка нынешней власти. Я думаю, что здесь, с одной стороны, присутствует фактор личных противоречий между властями региона и конкретными фигурами. Ведь в Горно-Алтайске не зарегистрировали список с главным конкурентом нынешнего губернатора.
Но я бы обратил внимание и на массовость, распространённость такого сценария. Вспоминаются выборы в Костромскую областную думу в 2015-м г., где список "Партии Дела" также не был зарегистрирован. Хотя регионы разные и в каждом из них есть конкретный кейс, совокупность большого количества случаев создает ощущение, что дело касается не только ситуации на местах, но и некой установки федерального уровня".
Кынев считает, что эта установка появилась "не сегодня": "У меня есть подозрение, что партия попала в "чёрный список" в 2015 г. по той причине, что не было желания расширять список участников федеральных выборов. Судьба "Партии Дела" может быть связана с тем, что данное когда-то указание "не пущать" живёт своей жизнью, хотя давным-давно все кураторы поменялись".
О том, как "Партии Дела" ставят палки в колёса на выборах в Республике Алтай, в интервью Накануне.RU рассказал лидер партии в регионе, руководитель общественной организации "ЗА РЕСПУБЛИКУ" Владимир Петров.
Вопрос: Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, из-за чего с выборов сняли список "Партии Дела"?
Владимир Петров: По моим данным, был звонок из правительства Республики Алтай в Избирательную комиссию Горно-Алтайска с требованием не допустить партию до выборов. Формальная причина — в листе для сбора подписей написано, что я являюсь председателем регионального отделения, но не указано, что я член "Партии Дела".
Вопрос: Разве такое возможно?
Владимир Петров: Нет! Это абсолютно бредовое основание. Более того — мы консультировались с юристом избиркома, показывали нашу форму подписного листа, и он её одобрил! Они даже приняли принесённые нами подписи и "опомнились" почему-то только на заседании комиссии. Я спрашивал сидящего там же юриста: ты же сам заверял, что всё правильно оформлено, лично последний посмотрел. Он молчит, голову опустил. Так молча и проголосовали за отказ в регистрации.
У нас остались десять одномандатников, так что борьбу мы продолжим.
Вопрос: И, судя по оценкам экспертов, ожесточённую борьбу — вам прочат два-три мандата в Горно-Алтайском городском Совете депутатов. Региональные власти вас так боятся, что идут на такие меры?
Владимир Петров: Очевидно — потому что у нас действительно высокие шансы. В 2014 г. меня получилось одолеть только путём фальсификаций. Пара-тройка вбросов – и казавшийся неизбежным второй тур не состоялся. Тогда мне Бердников сам звонил, просил в суд не идти — в качестве доказательств мы предъявляли протоколы участковых избирательных комиссий, данные в которых расходились с данными в общем протоколе Избирательной комиссии Республики Алтай.
Фальсификации не помогли — сейчас, согласно Национальному рейтингу губернаторов, он входит в группу "отстающих", первый кандидат на снятие. Чему я совершенно не удивлён — за 12 лет его правления ситуация в республике всё ухудшалась.
Вопрос: Рейтинг отражает реальность?
Владимир Петров: Звучит резко, но на самом деле это так. В регионе строятся "откатные" коррупционные объекты, а всерьёз экономикой никто не занимается. Сколько угрохали на "Долину Алтая" (экономическо-рекреационная зона туристского типа — прим. ред.), а вместо озера получили яму в 53 гектара и глубиной четыре метра без воды. А должны были открыть озеро для туристов ещё в 2011 г.!
И так во всём — а ведь в республике нужно решать проблемы не только в туристической отрасли (создавать инфраструктуру, прокладывать маршруты, обучать людей — многие турфирмы неместные и завозят сотрудников на сезон вместо того, чтобы брать жителей региона).
Например, у нас очень дорогая электроэнергия. Сейчас начали строить четвёртую солнечную электростанцию в республике, себестоимость вырабатываемой электроэнергии – 26 руб. за киловатт. Куда дешевле и эффективнее было бы построить гидроэлектростанции на наших многочисленных реках — их себестоимость за киловатт составляет практически копейки.
Вопрос: "Партия Дела" известна своей опорой на фермеров и крестьян. Как обстоят у них дела на Алтае?
Владимир Петров: Живётся им несладко, сталкиваются со множеством проблем. Одна из них — сбыт продукции. Поскольку многие фермы находятся от центров потребления в пределах до тысячи километров, их хозяевам трудно самим возить и продавать свой товар. Его скупает практически за бесценок посредник, а потом реализует втридорога. У нас цены на сельхозпродукцию такие же, как в Москве, можете себе представить? А зарплаты отнюдь не московские. Фермы не окупаются, развиваться не могут, максимальная плата за труд пастуха, заготовщика кормов, любого другого работника фермы — полторы-две тысячи!
"Партия Дела" предлагает оптимальный выход — создать сельхозпотребкооперативы, взять под государственное крыло систему приёмки-сдачи продукции, установить твёрдую цену для сельхозпроизводителя, выделить субсидии на развитие фермерских и крестьянских хозяйств. Причём отмечу, что, например, для организации сбыта продукции у нас есть необходимые условия — в отличие от многих других регионов, у нас хорошо развита транспортная сеть, большинство сёл находятся в зоне доступа.
Также целесообразно включить Горно-Алтайск в ТОР (территорию опережающего социально-экономического развития) — до сих пор наши предложения на эту тему не были услышаны. Конечно, многие проблемы может решить только федеральная власть, но о них должна говорить власть региональная, губернатор. Ставить вопрос ребром, пытаться сделать всё для того, чтобы улучшить жизнь жителей республики. А не обзывать алтайцев "предателями" (речь идёт об аудиозаписи разговора якобы Александра Бердникова с блогером Андреем Адариным, изобилующего нецензурной бранью и нелестными высказываниями в адрес жителей Республики Алтай. С июня там проходят митинги за отставку губернатора — прим. ред.) и жаловаться, что он, дескать, давно бы уехал от них в Москву.
Если ты так не любишь народ Алтая — подавай отставку. В конце концов, никто тебя на твоём посту не держит. Уж точно не мы, алтайцы.